?

Log in

No account? Create an account
Практика применения ТРИЗ в детских садах Согласие                              
Как уже с детского сада помочь  детям  вырасти  мыслящими  личностями? ТРИЗ, теория  решения  изобретательских  задач, является  эффективным  помощником  в  достижении  этой цели. Делимся примером использование элементов ТРИЗ для развития связной речи.    Первый шаг – карточки  для ознакомления с «помощниками» умной головы, т.е. символами  по  ознакомлению  с  признаками. Количество  признаков  должно  соответствовать  возрасту детей. Затем начинаем использовать элементы  ТРИЗ  в работе. У  человека есть мозг, который получает информацию «помощников» (анализаторов).  Начать можно с загадок:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса,
Помогают нам (глаза).
2. Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз.
Различить поможет (нос).
3. Есть у зайца на макушки,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и не слушки,
Что же это? (ушки)
Используем дидактические игры: «Узнай по запаху», «Угадай, какой  инструмент  звучит»,  «Узнай  по  вкусу»,  «Волшебный  сосуд»  и  другие.
Затем  начинаем знакомить  детей  с  карточками-символами  признаков.  У каждого объекта   есть   конкретный   признак,   который   выражен   графически  (схематически).
Например, знакомимся с признаком «влажность».
Разливаем сок на столе, потом вытираем. Отвечаем на вопрос, какой стал стол, и какая салфетка. Ставим значок «влажность».
- Какие объекты по влажности бывают?
- Сухими и мокрыми.
- А где можно встретить капельку?
- В кране, молоке, речке, ручейке, в тучке, море, океане, аквариуме, в ведре, ванне, бутылочке с соком и т.д.
А значок с  признаком «влажность» останется с нами. И так постепенно знакомим  с остальными признаками. Следующий  признак – рельеф.
Дети  трогают предметы  и отмечают, какие они – гладкие, шероховатые и т. д.
Помещаем  значок «рельеф», и так  постепенно  знакомим  с  признаками. Ребята старшей подготовительной  группы должны  знать  до  20- 25 признаков.
Постепенно, когда  дети  познакомились с 6  признаками, можно применить  их  к картине.
«Домик признаков» в виде  цветка находится непосредственно в группе. Карточки – признаки  съемные.
Проводим игры, направленные  на освоение признаков. Игра «Цепочка», учимся   выделять признаки объектов. Показываем картинку с изображением объекта, ребенок  называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Игра «Угадай по описанию». Показываем картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.
И, наконец, знакомство ребят  с волшебниками.  Ребята  должны знать возможности каждого "Волшебника". Все  дети  любят  сказки, и в сказках всегда  происходят  чудеса. 
Волшебник Увеличения-Уменьшения.
Сказка «Мальчик с пальчик». Как волшебник Увеличения-Уменьшения проявил свое волшебство в этой сказке? (мальчика сделал маленьким, а людоеда – большим; сапоги-скороходы менялись по размеру).
Сказка – «Храбрый портняжка». Как в этой сказке волшебник проявил свое волшебство? (Увеличил по размеру великана, увеличил проявление его силы).
Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
Игра «Назови объект оживления».
Умывальник, ванна, кран (умывальник). В какой сказке был оживлен умывальник? («Мойдодыр»)
Трава, полено, листья (полено). А полено оживили в какой сказке? («Буратино»).
Лыжи, коньки, сани (сани). В какой сказке? («По щучьему велению»).
Знакомясь с  Волшебником Наоборот, играли  в игру «Скажи наоборот». Все становятся в круг, называем героев сказок, их свойства и преобразовываем  по принципу «наоборот».
1. Красная Шапочка – ласковая и послушная, а наоборот (грубая и непослушная).
2. Великан – огромный и уродливый, а наоборот (крошечный и красивый).
3. Золушка – бедная и трудолюбивая, а наоборот (богатая и ленивая).
4. Айболит – добрый и заботливый, а наоборот (злой и равнодушный).
5. Баба Яга – старая и злая, а наоборот (молодая и добрая).
6. Карабас Барабас – жестокий и злой, а наоборот (ласковый и добрый).
7. Мальчик с пальчик – маленький и умный, а наоборот (большой и глупый).
8. Кощей Бессмертный – худой и всемогущий, а наоборот (толстый и беспомощный).
Таким образом, ребята знакомятся с возможностями  каждого  волшебника. Для обучения детей составлению рассказов по картине используем  игровой прием «Пришел в гости волшебник…» Через игры, загадки и сказки, используя элементы ТРИЗ, мы развиваем системность мышления воспитанников детских садов Согласие.
Большинство родителей заботит схожая проблема – как помочь детям ориентироваться в жизни, когда мы сами выросли в совершенно других условиях, с другим ритмом жизни, ценностями и установками? Нас не учили бизнесу, нестандартному мышлению, мы не знали, что такое креатив и до сих пор смутно представляем себе, что такое «креативный класс». Как научить ребенка жить в таком мире, где рабочее место и рабочий день становятся понятиями зачастую виртуальными? И тут на помощь приходит ТРИЗ, теория решения изобретательских задач, которую придумал выдающийся русский ученый Генрих Саулович Альтшуллер. С его идеями о «факультетах изобретательства» он, бесспорно, предвидел потребности нынешнего информационного общества, где традиционное мышление терпит крах. «…Слабое мышление - когда зажжен один мысленный экран и психологическая инерция, приковывая всё внимание именно к этому экрану, держит во мраке другие экраны», - писал Альтшуллер.
И тут нужно рассказать о тестах на творческое мышление. Исследование, которое психолог Марк Рунко провел со своими коллегами из Университета Джорджии, показало, что тесты креативности Торренса предсказывают будущие достижения детей лучше, чем тест на IQ, успеваемость в старшей школе и прочее. Сам Торренс определял креативность следующим образом, «креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее". «Нырять в глубину» - это и есть способность видеть те самые «другие мысленные экраны», о которых говорил Альтшуллер. Видеть надсистемы, подсистемы и антисистемы – развивать системность мышления.
В детские сады программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это позволило тризовцам «открыть» для себя способности дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. Оказалось, даже с самыми маленькими детьми можно заниматься системным и морфологическим анализом или по методу фокальных объектов. ТРИЗ – универсальная система, посредством которой можно решать многие задачи и находить новые идеи. Обретя навык системного мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и во взрослой жизни будет успешно преодолевать трудности!
В детских садах Согласие мы используем ТРИЗ уже на протяжении 15 лет, первые детки, которые обучались ТРИЗ с раннего возраста, уже выросли и прекрасно адаптировались во взрослой жизни, скоро они закончат свое образование, вот тогда мы в полной мере сможем оценить, как они применяют креативное мышление в настоящей взрослой жизни, в творчестве, работе или в бизнесе!
И напоследок, небольшой отрывок из книги Генриха Сауловича:  «Долгое время из книги в книгу кочевала легенда о сороконожке. Вот эта легенда: «Жила-была сороконожка, большое количество ног не мешало сороконожке. Не думая, она ставила ноги так, как полагалось, и никогда не допускала ошибки. Но вот однажды сороконожка усомнилась:  «А может быть, я хожу ненаучно? А вдруг нужно ходить по научному методу?» И сороконожка решила попробовать. Она пронумеровала ноги, начертила схему движения, словом, разработала методику ходьбы. Настал момент испытаний. Сороконожка заглянула в схему, передвинула первую пару ног, затем — вторую... И тут все спуталось. Не могла сороконожка сообразить, как ей надлежит по методике двигать ногами. В конце концов, сороконожка разорвала чертежи и начала ходить, как раньше. Получилось очень хорошо...» Смысл этой легенды прост: не надо мудрствовать лукаво, лучший метод — это вообще обходиться без метода. Что ж, с этим трудно спорить, если речь идет о сороконожке. Пожалуй, сороконожке действительно следует ходить без особой методики. Но человек — не сороконожка. Человек может и должен осмысливать все виды своей деятельности. В изобретательском творчестве еще немало «белых пятен». Но для человека нет непознаваемого. Настанет время, и эти «белые пятна» будут стерты».

Уважение к ребёнку

Уважение - основополагающий принцип в детских садах-школах "Согласие".

Как писал великий педагог и гуманист Януш Корчак: "Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не остужать, не спешить и не гнать."

"Отдавать в рабство завтрашнему дню" - как точно сказано, ведь зачастую родители, скрепя сердце, отдают ребёнка в дошкольное казенное учреждение, успокаивая себя, что сейчас, мол,  "ничего "такого" и не нужно", что "присмотрят", "мы сами ходили и ничего". А в школе - "сейчас тяжело, зато в жизни будет легко", Но уважение - то, что нужно человеку всегда. С рождения. Уважение, бережное развитие способностей ребёнка и его креативного мышления - базовые принципы, внедрённые педагогами "Согласия" в нашу непрерывную модель образования: группы развития-детский сад-начальная школа-общеобразовательная школа.

В наших детских садах малыши не просто играют и спят, они познают окружающий мир и учатся осознавать себя в этом мире. Происходит процесс познания, построенный нашими педагогами через игру. Каждую неделю с детьми занимается семнадцать специалистов: логопед; психолог; педагог по развитию речи; преподаватель ИЗО; педагог по музыке; педагог по английскому языку; педагог по экологии; педагог по ТРИЗ; специалист по логоритмике; специалист по физкультуре и ЛФК; преподаватель по спортивным бальным танцам; преподаватель по Шахматам; воспитатели; младшие воспитатели; методист; медицинский работник; педагог по математике. Причем занятия проходят не в форме уроков, а в форме доверительного диалога педагога-ребёнок, где ни один малыш не остаётся без внимания. Ту же формулу доверия и уважения мы перенесли и на школу. Ребёнок, открытый миру, в школе Согласие не замкнётся от излишней строгости и не затеряется в общей массе. Он будет расти в уважении и научится уважать других. А высокая степень осознанности, полученная в дошкольном возрасте, даст необходимую степень самостоятельности. Ведь без осознания нужности знаний и тяги к ним самого ребёнка хороших результатов в учебе не достичь.

Так "позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав"!

Истории про детей

Алеша, 6 лет:

Алексей с греческого переводится как «защитник». Имя это Лешке очень подходит – он и вправду очень активный, общительный, находится во  всех местах одновременно и делает три дела сразу, во всем ищет справедливость и вникает во все ссоры и драки, даже если они его не касаются, пытаясь отыскать в конфликте «правую» сторону и встать на защиту справедливости.
Забавных случаев с Лешкой происходит множество. Например, бабушка рассказывает Алеше про аргонавтов. Рассказ доходит до того места, где морские сирены волшебными голосами завлекали моряков на рифы, и что бы спастись аргонавты заткнули уши. Тут Леша спрашивает: «Бабушка, а как они заткнули уши?». «Вот так» - бабушка закрывает уши себе двумя руками. «Странно, а как же они тогда гребли?» - спрашивает Алеша.
Алеша гуляет с папой. Проходя мимо магазина с игрушками, Алеша говорит: «Папа, выбирай – ты мне сегодня купишь две игрушки или одну?». Папа отвечает: «А может быть ни одной?». Алеша не растерялся и сказал: «Нет, такого варианта не было – я  же говорю – выбирай две игрушки или одну».
В 3 года Алешка впервые «разочаровался в женщинах». Как-то раз, придя из садика домой он сказал: «Мама, что-то я, наверное, зря на Насте подженился – какая-то она оказалась коварная».

Арсений, 2 года:

Арсений самый серьезный и рассудительный ребенок в мире. Он никогда не попадает в неловкие и смешные ситуации. В свои 2 года он обладает абсолютно правильной речью, грамотно согласует все слова, не ошибается даже в строении сложноподчиненных предложений и обладает «взрослой» логикой. Поэтому, у него нет забавных словечек и милых ошибок. Однако, Сенечка обладает отличным чувством юмора и умеет шутить и смешить всех вокруг, когда ему этого хочется.
Например, обсуждаем мы как-то в выходной с Сеней сказку «Колобок». Мама: «Сенечка, а от кого Колобок убежал?». Арсюша: «От бабушки, от дедушки, от зайчика, от волка». Мама: «Сенечка, а кто же съел Колобка?» (В это время в комнату входит дедушка, садится в кресло, поглаживая свой большой круглый живот). Сеня хихикает и говорит: «Деда Слава!» - хлопает деда по животу и повторяет: «Деда Слава съел Колобка!»

Арсюша с папой приходят в детский сад. Кто-то из ребят заинтересованно смотрит на Сениного папу и дергает его за рукав. Арсений с возмущением отталкивает мальчика и говорит: «Не трогай! Это мой папа. Я его из дома принес!»

Невзирая на то, что братья очень разные, они сильно любят друг друга. И каждый готов помочь, поддержать и защитить другого. А общее у них то, что они очень умные, ласковые и добрые мальчишки.

Мария Хигер, соучредитель детского сада-школы Согласие
Ну, во-первых, нужно видеть в сыне мужчину сразу же, с самого раннего детства.
Совершенно точно, что не бывает так: до восемнадцати у вас послушный малыш, а сразу после празднования совершеннолетия он превращается в самостоятельного, независимого, уверенного в себе и успешного мужчину. Обязательно нужно требовать от сыновей всего того, что делает настоящий мужчина. Уже в четыре года мужчина может открывать дверь перед мамой (а значит, в будущем перед всеми женщинами). В восемь лет он может подавать маме и бабушке пальто, а с полутора лет он способен сам носить сумки (пусть сначала с одной игрушкой). Когда я иду с моим десятилетним сыном, например из магазина, я никогда не ношу ничего кроме дамской сумочки, а пакеты с продуктами в машину загружает сын. Сейчас наши с ним силы примерно равны. Он на десять сантиметров меня ниже и на восемь килограммов легче, так что сумки не нанесут вреда его здоровью, зато психологически подчеркнут, что он – сильный, он – мужчина. Когда «сердобольные» кассирши причитают: «Ой, а как же это... Что ж ребенок-то тяжести понесет...», Я всегда говорю: «А кто из нас мужчина?» И я уверена, что в будущем моим невесткам не придется таскать тяжести, а мне краснеть за воспитание «увальней».
Кто-то скажет, что это мелочи, всего лишь внешние атрибуты. Да, согласна, но они уже настраивают пацанов на правильное самовосприятие. Это как для девочек красивые платья и прически. Гендерная самоидентификация очень важна.
Пусть сыновья сами принимают решение, чем им заниматься в жизни и берут на себя ответственность. А я как мать и как женщина поддержу их. В будущем, это будет выбор образования, дела, жизненного пути, а с двух лет они сами решают в какой кружок пойти: на шахматы, музыку или хоккей, и обязательно сами столкнуться со всеми последствиями своего выбора. Например, мой средний сын Арсений очень захотел в три года заниматься фортепиано. Я несколько раз его спрашивала насколько он уверен в своем выборе. Ведь, ни я, ни муж никогда не занимались музыкой и помочь ему, даже с нотной грамотой не сможем. Он настаивал. Я нашла педагога, мы купили ему инструмент, но я сразу же ему сказала, что он должен будет заниматься как минимум, до семи лет, знать ноты, уметь играть с листа. Поскольку мы потратили много сил и денег, что бы он смог научиться тому, чего хотел и не готовы выбрасывать их просто так. Сейчас ему 6,5 лет, конечно, помимо фортепиано, он занимается много чем еще (и шахматы, и коньки, и бассейн, и футбол). За прошедшие три года он несколько раз хотел бросить занятия музыкой (как и любой ребенок), а я напоминала ему о том, что это было его желание и у нас с ним уговор. Поэтому он обязан нести ответственность за свои решения, даже принятые в трехлетнем возрасте.
Зато сейчас, он «воспитывает» младшего брата Артемия/ Когда малыш «забудет» про горшочек, Арсений учит его самого нести мокрые штанишки в стиральную машинку, открывать ее, складывать туда штанишки, закрывать дверцу, идти в Темочкину комнату, находить сухие штанишки. И серьезно говорит: «Тема, ты мужчина, ты должен сам нести ответственность за свои поступки».
А если совсем серьезно, то я считаю, что главное, что помогает воспитать хороших сыновей – это любовь и уважение к ним и, прежде всего, к их отцу. Что бы они видели, что папа, как символ мужественности, самый умный, самый замечательный, самый заботливый, самый надежный, самый любимый! А показать им это может только мама, и только тогда, когда она искренне любит своего мужа и гордится им!
Мария Хигер, соучредитель детского сада – школы «Согласие»
Общеизвестный факт: задача каждого биологического организма – воссоздание себе подобных. Однако, дети часто полагают, что у каждого поколения свой путь и не всегда хотят, а иногда просто не могут быть «подобными» своим родителям. Кроме того, покажите мне того родителя, у которого в советском детстве была такая же интеллектуально-психологическая нагрузка, как и у современных «вундеркиндов».
Современные родители многого хотят от своих детей. И благодаря их неустанным заботам неделя у ребенка расписана едва ли не по минутам, потому что «драмкружок, кружок по фото, хоркружок – им петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали, а еще нагрузки по-немецки и по-русски…».
Жаль, что честолюбивым мамам и папам не слышен голос Марьи Марковны из стихотворения Агнии Барто, которая в том самом стихотворении «Болтунья» сказала: «Драмкружок, кружок по фото – это слишком много что-то». Более того, словно бы соревнуясь друг с другом в родительских амбициях, гордятся, что у их малолетнего чада на неделе и английский, и логика, и раннее обучение чтению и математике, и хореография, и психологические тренинги. Услышав где-то от кого-то, что человеческий мозг развивается до четырех лет, а дальше лишь пополняется его потенциал, родители стремятся максимально заполнить каждую клеточку этого мозга информацией. Однако, даже, если такой ребенок обладает знаниями, сравнимыми по объему со школьной программой для десятилетних детей, то его психике все равно 4 года. Представляете, какой у человека внутренний конфликт? Он знает на 10, а чувствует на 4, а иногда и меньше! Ведь, ни для кого не секрет, что если где-то прибавилось (или изо всех сил «прибавили»), то где-то непременно уменьшится. Педагоги знают, что у таких детей очень часто бывают серьезнейшие проблемы в общении со сверстниками. Каков результат этого родительского честолюбия, помимо высокой эрудиции и мнимой готовности к школе в 4 года?
1. Перекос в развитии. Гениальный ребенок, победивший в огромном количестве конкурсов по математике, умевший в 4 года считать в уме лучше преподавателя ВУЗа, не мог сам одеться и не мог участвовать в обычных детских играх, так как совсем не умел строить отношения со сверстниками, не обладал элементарными знаниями об окружающем мире и чувствовал себя несчастным в коллективе.

2. Тревожность и общее возбудимое состояние психики ребенка.
Вот один из примеров: родители поставили пред собой задачу «наш сын будет учиться в самой престижной гимназии города». И они сделали для этого ВСЕ. Результат: в первом классе ребенок начал заикаться, у доски он падал в обморок и мочился. Представляете, как он был «счастлив»?!

3. Общая ослабленность, плохое зрение и осанка, т.к. развитие интеллекта требует большой физической отдачи.
Конечно, все очень индивидуально. Но врачи и психологи в один голос утверждают: подвижные игры, соответствующие возрасту физические упражнения – это и есть та необходимая основа для развития интеллектуального.

4. Раздражительность, капризы и истеричность, вызванные большим напряжением нервной системы ребенка, не рассчитанной на большие нагрузки.
Я не однажды видела, как, казалось бы, на ровном месте ребенок начинал безудержно истерить, отчаянно обижаться на сверстников, агрессивно вести себя даже по отношению к взрослым. Конечно, в таком случае, мы советуем родителям отменить все дополнительные занятия и направить усилия на развитие эмоциональной сферы и социальных навыков ребенка. То есть, вместо английского, пригласите в гости подружку Катю. Вместо пятой математики поиграйте со щенком. Поверьте, пользы, в конечном итоге, будет гораздо больше.

4. Невротическая боязнь не успеть куда-либо и не соответствовать принятым нормам.
Очень часто родители предъявляют к своим деткам неоправданно высокие требования и претензии: «Катя вон как выразительно читает стихотворение. А у тебя что, каша во рту?». Причем, чаще всего, когда такого родителя спросишь: «А как Вы сами читали в детстве стихи?», в ответ: «Ой, ну что Вы, я вообще двух слов в детстве связать не мог. Если честно, и сейчас, поэзия – это не мое.» Не кажется ли это Вам, дорогие родители, ханжеством?

Довольно ли вам этих симптомов? Прибавьте к этому списку ухудшение сна и снижение аппетита, и вот вам печальная картина последствий неоправданного интеллектуального прессинга, который для оправдания своих амбиций называют «ранним развитием».
Нет, я не против раннего развития дошкольника. Но прежде чем этим развитием заняться, ответьте себе честно: с какой целью вы будете это делать? Не входите ли вы в число тех родителей, которые:
- Пытаются за счет своего ребенка компенсировать свои собственные нереализованные желания или возможности (к примеру, мама всегда хотела танцевать, но по каким-то причинам ее мечта не осуществилась, и теперь она 5-6 раз в неделю тащит дочь в танцевальную студию, не желая замечать, что ребенок хочет петь, а к танцам у нее нет никаких способностей).
- Забывая про индивидуальность ребенка, его действительные, а не мнимые способности, пытаются загнать его под общепринятые рамки. Мама переживает, что ее 4-летний Саша еще не читает, а вот Ва-а-ся… И никак эта мама не хочет принять тот факт, что у ее сына слабо развиты внимание, память, он неусидчив и реактивен, и начинать надо не с чтения, а совсем с других занятий.
- Мотаясь с ребенком по студиям развития, они просто перекладывают ответственность за развитие ребенка на педагогов, а сами лишь «уделяют ему внимание», находясь в пробках, переезжая между бесконечными кружками. Может быть, все развивающие кружки – это оправдание своей лени, замещение собственных комплексов и незнаний?
Конечно, это не значит, что совсем не нужно учить дошкольников, но пусть это происходит под контролем квалифицированного психолога, все занятия будут согласованы между собой опытным методистом и проводиться в соответствие с утвержденными программами. Ведь, инновации – это здорово, но давайте не будем ставить опыты на своих детях. И еще, постарайтесь, что бы все занятия проходили водном месте, не стоит убивать драгоценное время в пробках.
А самым главным, на мой взгляд, является то, что всем без исключения деткам в раннем возрасте необходимы бесконечная и безраздельная любовь родителей, их интерес к ребенку и желание проводить с ним как можно больше времени в постоянном контакте – эмоциональном, физическом, психологическом. Познавайте мир вместе с ребенком – трогайте его на ощупь, слушайте, нюхайте и рассматривайте его, говорите об этом мире. Это и будет той самой отправной точкой для успешного интеллектуального развития, прекрасным дополнением к которому и станут развивающие студии.
Мария Хигер, соучредитель детского сада-школы Согласие

Profile

частная школа, дошкольное образование, частный детский сад, школа, школьное образовпание
soglasie_sad
soglasie_sad

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel